Критика в Иннове

Критика — один из самых важных процессов в Иннове. Столкнувшись с тем, что эта тема часто вызывает интерес (особенно во время общения на собеседованиях), решил посвятить ей пару абзацев текста.

Что это и зачем

Критика в Иннове — регулярная встреча на уровне проектной команды или отдела (у нас бывают еще и персональные критики, но о них тут речь не пойдет). То есть многие сотрудники могут принять участие сразу в нескольких таких митингах. Например, продакт-менеджер может оказаться приглашенным на критику отдела дизайна или фронтенд-разработки (потому что много взаимодействует с ними) и участвовать в таком же мероприятии среди руководителей проектов (как внутри уже своего отдела).

Основная цель — дать каждому участнику отрицательную и положительную критику. Обратите внимание: «отрицательную и положительную». Очень важно поделиться с человеком не только тем, что плохо, но и тем что хорошо. Продолжать двигать свои положительные качества — порой даже важнее.

Процесс и правила

Встреча проходит достаточно регламентировано. Если участников около десятка, то обычно занимает большую часть рабочего дня. Правила:

  • выбираем человека, которому даем критику первым;
  • далее (по часовой стрелке) каждый по очереди дает критику этому человеку;
  • критикуемый не может комментировать или оправдываться, но может задавать уточняющие вопросы, например: «О какой именно задаче идет речь?», «Правильно ли я понял, что ты просишь давать больше свободы дизайнеру в принятии решений?» или «Можешь привести пример, когда я избил коллегу? А то я не могу вспомнить»;
  • и так для каждого участника критики.

Уважайте правила, требуйте их соблюдения от других и от себя (в первую очередь).

Как дать хорошую критику

Существую простые рекомендации:

  • готовьтесь заранее;
  • смотрите на человека, которому даете критику;
  • не нужно говорить что-то «для галочки»; это не дает ничего полезного человеку, а только отнимает время у всех; забудьте про «Микаэл такой классный открытый парень, с котором приятно двигаться к поставленным целям и добиваться результатов в команде...» и прочее в таком духе;
  • критика это не выяснение «кто прав, а кто виноват», это желание помочь и направить человека в верное русло; ваша критика должна быть про это;
  • приводите конкретные примеры и факты, избегайте эмоций, оценочных суждений и общих слов;
  • критика должна содержать предложение, совет или пожелание, которое может помочь человеку; без этого пункта ваша критика будет неэффективной.

Супер важный момент: не нужно «копить» отрицательную критику месяцами, чтобы вылить ее на этой встрече. Одна из задач процесса — научиться фидбечить часто и по делу не только на митингах. Не обсудить проблему до критики с человеком — такой же фейл (если не больший), как провалиться самому.

Результат

Когда очередь доходит до меня, то я все записываю на диктофон. Во время критики смотрю в глаза человека и всегда говорю спасибо в конце выступления. Даже если не принимаю критику, или она мне кажется «скрытым ответом» на мои слова. После, я почти сразу понимаю «топ-5» своих задач до следующей критики. Но потом все равно прослушиваю запись несколько раз. Сделать это еще разок за день до нового сеанса получения фидбека — уже традиция.

Кстати, все записи о себе и свои пометки по другим коллегам я храню в Эверноуте. Это удобно.

Заключение

По мне, так правильная и организованная критика — это самый настоящий чит. Так как получить четкий список того, что нужно пофиксить в себе или, наоборот, продолжать делать, чтобы стать круче — бесценно. Большего профита даже представить сложно. Без критики расслабляешься, теряешь фокус на основных задачах по развитию себя. Это как работать над продуктом и скатываться в мелкий фичиризм, из-за того, что перестаешь сверяться с крупными стратегическими целями. Регулярная критика — это как прочекать приоритеты задач проекта в бэклоге на основе общения с пользователями, но про людей в команде.

Когда-то именно благодаря критике мне удалось осознать основные свои промахи и слабые стороны. И, фактически, только из-за этого фидбека я продолжаю сегодня работать в Иннове.

Поделиться
Отправить
Запинить
2014   иннова
1 комментарий
Микаэл

Небольшое уточнение про «скрытый ответ» — это такая ситуация, когда после получения критики человек отвечает на нее (что-то объясняет, оправдывается) во время своей очереди давать фидбек тому, кто эту критику озвучил.

Популярное